Алексей Лосев о диалектике, философе и жизни
e) Можно удивляться этому странному набору друг друга уничтожающих утверждений. Что это за философия, по которой выходит так, что можно все, что угодно, доказывать и все, что угодно, опровергать? Что это за странная софистика, которая требует, чтобы отрицание было утверждением и утверждение отрицанием, чтобы все было всем и ничем, одно одним и многим, сущее сущим и не-сущим и т.д.? Да, воистину странное философствование, трудное не только для профанов, но и для многих философов. И сколько было поломано перьев у всяких больших и малых писак против диалектики! Вероятно, ни один метод и ни одна школа не подвергались столь злостным и ожесточенным нападкам, как диалектика. Она и схоластика (хотя схоластика, если ее брать как определенную школу и период в истории философии, есть очень глубокая, тонкая, интересная философия), она и бесплодная игра ума, и мыслительная эквилибристика, и многое, что еще похуже этого. Как же нам отнестись к этой, уж во всяком случае игре ума, пусть даже бесплодной? Как оценить все эти не стоящие на месте и взаимнопротиворечивые схемы, которые мы с такой тщательностью и трудолюбием выписывали из Платона и анализировали?
Я выдвигаю на эту тему два соображения. Во-первых, вопрос о "пользе" или "бесполезности" и "бесплодности" такой диалектики, как платоновская, совершенно не зависит от вопроса о смысловом содержании этой диалектики. Пусть она в каком-то смысле бесполезна. Но прежде чем сказать, что нечто бесполезно, нужно знать, о чем именно вы будете говорить. Следовательно, упрек в бесполезности сюда не относится. Платон в анализируемом диалоге вовсе не ставит никаких прагматических вопросов, и потому все наши подобные возражения останутся сами по себе; они не на тему. Что же касается самого логического содержания этой диалектики, то она, по-моему, совершенно безупречна. Пусть кто-нибудь опровергнет хотя бы тот аргумент, который я только что привел (о том, что сущее тождественно и различно с несущим в одном и том же отношении). Опровергнуть его невозможно. И все отдельные выводы Платона в "Пармениде" обладают прямо математической достоверностью и необходимостью; и опровергать их значит заниматься суетой и легкомыслием. И это нужно утверждать, повторяю, независимо от соображений о пользе или бесполезности. Бесполезное и полезное одинаково может быть выдержано до конца в смысле логической последовательности.
Но вот теперь выскажем другое соображение уже относительно не логического содержания диалектики, но относительно ее вне-логической значимости. Что ее антиномика логически оправдана с этим, допустим, мы согласились. Но оправдана ли она жизненно или хотя бы широко-философски? Читать полностью(?>!)